ГОСТ Р 54290-2010

ID32728
Обозначение заменяющего(не задано)
Вид стандартаСтандарты на продукцию (услуги)
СтатусДействует
ОбозначениеГОСТ Р 54290-2010
Заглавие на русском языкеТопливный этанол (Ed75-Ed85) для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Технические условия
Заглавие на английском языкеFuel ethanol (Ed75-Ed85) for automotive spark-ignition engines. Specifications
Ключевые словавода; свинец; растворитель; сера; кислотность; фосфор; pH; спирт; хлорид; испаряемость; общий хлор; давление паров; стабильность к окислению; неорганический хлорид; топливо для автомобильного двигателя с искровым зажиганием; медная коррозия; простой эфир; топливный этанол (Ed75-Ed85) для автомобильных двигателей с искровым зажиганием; углеводород; МТБЭ; оксигенаты; содержание смол, промытых и непромытых растворителем
ОКС75.160.20
Нормативные ссылки на: ГОСТГОСТ Р 51859-2002; ГОСТ Р 52068-2003; ГОСТ Р 52659-2006; ГОСТ Р 53199-2008; ГОСТ Р 53203-2008; ГОСТ Р 53707-2009; ГОСТ Р 54267-2010; ГОСТ Р 54276-2010
Код ОКП025141
Код КГСБ12
Код ОКСТУ
Индекс рубрикатора ГРНТИ
Аннотация (область применения)Настоящий стандарт распространяется на топливную смесь, содержащую от 75% об. до 85% об. денатурированного топливного этанола и от 15% об. до 25% об. углеводородов, используемую в сухопутных транспортных средствах, применяющих автомобильные двигатели с искровым зажиганием
Дата введения в действие01.07.2012
Дата огр. срока действия01.01.1970
Дата обновления26.01.2017 14:33:08
Файлы для скачивания: PDF WORD



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

54290-

2010

ТОПЛИВНЫЙ ЭТАНОЛ (ED75-ED85) ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ

ЗАЖИГАНИЕМ

Технические условия

Издание официальное

•л    Москва

Г Стандартииформ

J 2011

ГОСТ Р 54290—2010

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. Ns 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «8НИИ НП») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»

3    УТВЕРЖДЕН И 8ВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2010 г. Ns 1131-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным ло отношению к стандарту АСТМД 5798 — 09Ь «Спецификация на топливный этанол (Ed75-Ed85) для автомобильных двигателей с искровым зажиганием» (ASTM D 5798 — 09b «Standard specification for fuel ethanol (Ed75*Ed85) for automotive spark-ignition engines») путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами. установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3). Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ. При этом в него не включены пункты 4.1.2.4.1.3 и таблица 2 примененного стандарта в связи со специфическими сезонными и климатическими условиями Российской Федерации.

Дополнительные слова, фразы, показатели, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и/или особенности российской национальной стандартизации. выделены курсивом.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанногостандар-та для приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5—2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящегостандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственныестан-дарты. сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ.2011

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 54290—2010

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................1

4    Эксплуатационные требования к топливному этанолу (Ed75-Ed85).....................2

5    Отбор проб.........................................................4

6    Методы испытаний....................................................4

Приложение Х1 (справочное) Значение спецификации на топливный этанол (Ed75>Ed8S) для автомо*

Сильных двигателей с искровым значением...........................5

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов стан* дартам АСТМ. используемым в качестве ссылочных в примененном стандарте

АСТМ...................................................7

Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем стандарта АСТМ...................................8

Библиография........................................................9

in

ГОСТ Р 54290—2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВНЫЙ ЭТАНОЛ (E075-ED85) ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЗАЖИГАНИЕМ

Технические условия

Fuel ethanol (Ed75-Ed8S) for automotive spark-ignition engines. Specifications

Дета введения — 2012—07—01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт распространяется на топливную смесь, содержащую от 75 % об. до 85 % об. денатурированного топливного этанола и от 15 % об. до 25 % об. углеводородов, используемую в сухопутных транспортных средствах, применяющих автомобильные двигатели с искровым зажигани-ем.

1.2    Значения, установленные в единицах СИ, должны рассматриваться как стандартные. Значения. приведенные в скобках, даны только для информации.

2    Нормативные ссылки

2.1    8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51859—2002 Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом

ГОСТ Р 52068—2003 Бензины. Определение стабильности в условиях ускоренного окисления (индукционный период)

ГОСТ Р 52659—2006 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб

ГОСТ Р 53199—2008 Топливо этанольное. Определение этанола методом газовой хроматографии

ГОСТ Р 53203—2008 Нефтепродукты. Определение серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией подлине волны

ГОСТ Р 53707—2009 Нефтепродукты. Метод дистилляции при атмосферном давлении

ГОСТ Р 54267—2010 Этанол, денатурированный топливный этанол и топливный этанол. Метод определения pH

ГОСТ Р 54276—2010 Вода. Методы определения меди

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования-не официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубпихоавнным а текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей згу ссылку.

3    Термины и определения

3.1    Внестоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Издание официальное

1

ГОСТ Р 54290—2010

3.1.1    этанол (ethanol): Этиловый спирт (C2HsOH), химическое соединение.

3.1.2    метанол (methanol): Метиловый спирт (СН5ОН). химическое соединение.

3.2    Термины, специфичные для настоящего стандарта:

3.2.1    алифатический простой эфир (aliphatic ether): Кислородсодержащее, беззольное, органическое соединение, в котором атом кислорода находится между двумя атомами углерода (органические группы), имеющее общую формулу С„Н2п*20, где п = 5—8. в котором атомы углерода соединены в открытые цепи и нет замкнутых колец.

3.2.1.1    Пояснение: алифатические соединения могут бытье прямой неразветвленной цепью или с разветвленными целями, а также насыщенными или ненасыщенными. Термин «алифатический простой эфир», используемый в настоящем стандарте, относится только к насыщенным соединениям.

3.2.2    денатуранты (denaturants): Бензин, не содержащий промысловых газов (нефтяной бензин, не содержащий посторонних компонентов и присадок): компоненты бензина: неэтилированный бензин; токсические или вредные вещества, добавленные к топливному этанолу, чтобы сделать его непригодным для использования в качестве напитка, но пригодным для применения в транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания.

3.2.3    денатурированный топливный этанол (denatured fuel ethanol): Топливный этанол, непригодный для использования в качестве напитка, который готовят путем добавления денатурактое.

3.2.4    топливный этанол (fuel ethanol): Этанол с примесями, обычными для его производства (включая воду, но исключая денатурирующие средства).

3.2.5    топливный этанол (Ed75-Ed85) [fuel ethanol (Ed75-Ed85)J: Смесьэтанола и углеводорода, в которой устанавливается содержание денатурированного топливного этанолаот70%об.до85%об.

3.2.6    высшие спирты (higer alcohols): Алифатическиеслиртысобщей формулой CnH2nMOH. где п = 3—8.

3.2.7    углеводород (hydrocarbon): Компонент в смеси этанол-углеводород, содержащий только водород и углерод.

3.2.8    рН(рНв): Кислотность спиртовых топлив.

4 Эксплуатационные требования ктопливному этанолу (Ed75-EcJ85)

4.1    Топливный этанол (Ed75-Ed85) должен соответствовать требованиям, указанным в таблицей

Примечание 1 — Требования по показателям содержание серы, содержание фосфора и содержание свинца основаны на применении бензине, соответствующего стандарту (1), поскольку их наличие влияет не срок службы катвлизвтора. Максимальное содержание свинца ограничивается для топлив классов 1 и 2 нижним пределом чувствительности метода испытания.

4.1.1    Давление насыщенных паров (ДНП) устанавливается в зависимости от сезонных и климатических изменений, и топливный этанол (Ed75-Ed85) подразделяется на два класса по давлению насыщенных паров:

- класс 1 (летний) — для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в периоде 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний класс топлива Ed85 в течение всех сезонов;

• класс 2 (зимний) — для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах и в остальных районах — с 1 октября по 1 апреля.

4.1.2    Углеводороды могут содержать алифатические простые эфиры в качестве компонентов для смешения, используемых в топливе для автомобильных двигателей с искровым зажиганием.

Таблице 1 — Требования к топливному атвнолу (Ed75-£d85)

Наименование показателя

Класс

Класс 2

Метод испытания

1 Объемная доля этилового спирта ♦ высших спиртов. %. не менее

74

70

По ГОСТ Р 53199

2 Объемная доля углеводородов и алифатических простых эфиров. в пределах

17—26

17—30

По стандарту (2)

3 Давление насыщенных паров. кПа. в пределах

38—65

66-83

По стандартам (3). (4] или (5]

2

ГОСТ Р 54290—2010

Окончание твбпииы 1

Наименование показателя

Класс iAl

Класс 2

Метод испытания

4 Массовая доля серы, мг/кг, не более

60

80

По ГОСТ Р 53203. ГОСТ Р 51859 (приложение А) или стандартам [6]. (7|

S Объемная доля метилового спирта. %. не более

0.5

По стандарту |2]

6 Объемная доля высших спиртов (Сэ—С#), 14. не более

2

По стандарту |2]

7 Массовая концентрация кислот (в пересчете на уксусную кислоту СН3СООН). 14 (мг/л). не более

0.00S(40)

По стандарту |8]

8 Массовая концентрация смол, промытых растворителем. мг/ЮО мл. не более

S

По стандарту |9]

9 Концентрация водородных ионов. pH. в пределах

6.S— 9.0

По ГОСТ Р 54267

10 Массовая концентрация смол, не промытых растворителем, мг/100 мл. не более

20

По стандарту |9)

11 Массовая концентрация неорганических хлоридов, мг/кг. не более

1

По стандартам [10]. [11] или [12]

12 Массовая концентрация меди. мг/л. не более

0.07

По ГОСТ Р 54276

13 Массовая доля воды. %. не более

1.0

По стандарту [13] или [14]

14 Внешний вид

Чистый. светлый, прозрачный. Не содержит взвешенных и осевших загрязнений. Определение проводят при наиболее высокой температуре. при температуре окружающей среды или при 21 ‘С (70 *F}

визуально

15 Температура конца кипения. °С. не выше

225

По ГОСТ Р 53707

16 Индукционный период, мин. не менее

240

По ГОСТ Р 52068

17 Коррозионное воздействие на медную пластинку, единицы по шкале

N9 1

По стандарту [15|

А> Для оценки класса по испаряемости — см. 4.1.1.

4.1.3    Двнатурант. используемый в производстве топливного этанола (Ed7S-Ed85). должен отвечать требованиям стандарта [1 в).

4.1.4    Топливный этанол (Ed75-Ed85) любого класса испаряемости должен отвечать тем же требованиям по свинцу и фосфору, которые установлены в соответствующих национальных стандартах по защите окружающей среды для неэтилированных бензинов.

4.1.4.1 Не допускается умышленное введение соединений свинца и фосфора в топливный этанол (Ed75-Ed85). максимальная концентрация в неэтилированном бензине составляет до 0.013 г/л свинца и 0.0013 г/л фосфора соответственно.

4.1.5    Применение незащищенныхалюминиевых деталей воборудовании для распределения топливного этанола (Ed75-Ed85) приводит к попаданию нерастворимых соединений алюминия в топливо и забивке топливных фильтров. Кроме того, этот эффект может быть даже усилен при использовании защищенного алюминия вследствие повышенной электропроводимости топлива в результате контакта с раздаточным шлангом из нитрил ьной резины. Поэтому следует избегать применения незащищенного

3

ГОСТ Р 54290—2010

алюминия и раздаточных шлангов из нитрильной резины без подложки для топливного этанола в системах распределения топлива.

5    Отбор проб

5.1    Пробы отбирают в соответствии с ГОСТ Р 52659 или стандартом [17].

5.2    Выбор контейнера и перемешивание образца следует проводить по стандартам [18] и [19].

Топливный этанол следует отбирать в стеклянные контейнеры. При отборе образцов в металлические контейнеры не следует использовать запаянные контейнеры, так как флюс для пайки и свинец в припое могут привести к загрязнению образца в контейнере. Не следует использовать при отборе проб контейнеры из пластика.

5.3    Объем пробы — не менее 1 дм3.

6    Методы испытаний

6.1    Этанол — по ГОСТ Р 53199.

6.2    Содержание смеси углеводороды/алифатические простые эфиры

Определение спиртов (кроме этанола), метил-трет-бут илового эфира (МТБЭ) и других простых эфиров — по стандарту [2]. Определение воды—по стандарту [13] или (14). Для получения процентного содержания смеси углеводороды/алифатические простые эфиры из 100 вычитают концентрацию спиртов и воды.

6.3    Давление насыщенных паров — по стандартам [3], [4] или [5].

6.4    Кислотность —по стандарту [8].

6.5    pH — по ГОСТ Р 54267.

6.6    Содержание смол, промытых и не промытых растворителем, — по стандарту [9].

6.7    Неорганические хлориды — по стандартам [10], [11] или [13].

6.8    Вода — постандарту[13]или[14].

6.9    Медь — по ГОСТ Р 54276, как указано в стандарте [19].

6.10    Сера — поГОСТР51859,ГОСТР53203илистандарту[6]или[7].

Приложение X1

(справочное)

ГОСТ Р 54290—2010

Значение спецификации на топливный этанол (Ed75*Ed85) для автомобильных двигателейс искровым зажиганием

XI.1 Этанол

Х1.1.1 Содержание этанола в топливном этаноле (Ed7S-Ed85) является нормируемым параметром, так как оно влияет на способность системы, дозирующей топливо, определять правильное соотношение толлиаовоздуш-ной смеси для оптимальной эксплуатации транспортного средства. Содержание этаноле является менее важным для транспортных средств, способных работать на разных топливах, чем транспортных средств, предназначенных только для топливного этанола (Ed7S-Ed8S). Содержание этанола также может влиять на смазывающие свойства топлива, допустимое содержание воды в топливе и способность топлива соответствовать требованиям по испаряемости для холодного климата.

Х1.1.2 Наличие примесей, некоторых денагурантов и загрязняющих примесей, за исключением специально добавленных углеводородов или присадок, или и то. и другое, может неблагоприятно влиять на свойства и рабочие характеристики топливного этанола (ЕР75-Е085)для автомобильных двигателей с искровым зажиганием. Количество некоторых из этих веществ контролируют специфическими предельными характеристиками. Устанавливают предельные значения по содержанию воды, высокомолекулярных спиртов, метанола и некоторых типов денагурантов. а также минимальное количество этвнола и углеводородов, при этом допускается наличие следовых количеств этих веществ.

Х1.2 Углеводороды

Х1.2.1 Углеводороды добавляют в топливо для обеспечения запуска двигателя при низких температурах. Добавление углеводорода к топливному этанолу изменяет его испаряемость и может влиять на воспламеняемость паров а топливном баке.

Х1.2.2 Настоящий стандарт не регламентирует состав углеводородов, добавляемых в денатурированный топливный этанол. Однако углеводороды должны быть стабильными, не вызывать коррозию, и температура их кипения должна находиться в пределах температуры кипения топлива для автомобильных двигателей с искровым зажиганием, как указано а стандарте (1).

Х1.3 Давление насыщенных паров

Х1.3.1 Добавление летучих углеводородов требуется для обеспечения запуска двигателя при низких температурах. Добавление слишком летучих углеводородов способствует возникновению проблем при работе с топливом при высоких температурах. Более высокие значения давления паров требуются при более низких температурах окружающей среды, в то время как топлива с более низкой летучестью не создают проблем при работе с топливом при высоких температурах. При более аысокихтемпературвх окружающей среды (летнее время) избыточное давление паров усиливает эмиссию. Нижний и верхний пределы давления насыщенных паров для обоих классов используют для определения допустимого диапазона летучих компонентов для обеспечения нормальных эксплуатационных характеристик двигателя.

Х1.4 Кислотность

Х1.4.1 Сильно разбавленные водные растворы органических кислот, такие как уксусная кислота, являются коррозионно-агрессивными для ряда металлов и сплавов. Следовательно, необходимо поддерживать содержание этих кислот не очень низком уровне.

Х1.5 pH

X1.S.1 Когда pH этанола, используемого в качестве топлива для автомобильных двигателей с искровым зажиганием, ниже 6.5. топливные насосы могут работать с перебоями в результате образования пленки между щетками и коллектором, топливные форсунки могут выходить из строя вследствие коррозионного износа, и может возникнуть избыточный износ цилиндра двигателя. Когда pH выше 9.0. пластиковые детали топливного насоса также могут выйти из строя.

Х1.6 Содержание смол, промытых и не промытых растворителем

X 1.6.1 Метод заключается а измерении содержания смол, промытых и не промытых растворителем, в остатке после испарения топлива с последующей промывкой гептаном. Промывка гептаном удаляет растворимые в гептане нелетучие вещества. например присадки, маслоносители присадок и дизельное топливо. Смолы, не промытые

S

ГОСТ Р 54290—2010

растворителем, включают топливорастворимые и топливонервстворимые смолы. Обе вида смол могут образовывать отложения на поверхности двигателя при испарении топлива.

XI.6.2 Смолы, промытые растворителем, могут образовывать отложения на поверхности карбюраторов, топливных инжекторов и в соплах впускных коллекторов и клапанах, влияние смол, промытых растворителем, на нарушение нормальной работы двигателей, способных работать на топливном зтвноле (Ed75-Ed85). полностью не изучено, но ограничения установлены на базе практического опыта эксплуатации, полученного на топливах M70-M6S. и на основании исторически сложившихся ограничений для бензине. Влияние на эксплуатационные характеристики зависит от того, в каком месте образовались отложения от присутствия других образовавшихся ранее отложений, например загрязнений, содержащихся в воздухе, от прорыва рециркулирующих и отработавших газов, от степени окисления моторного масла и общего количества отложений.

XI .6.3 Расхождение между значениями содержания смол, промытых и не промытых растворителем, можно использовать для оценки наличия и количества нелетучий веществ в топливе. Требуется дополнительное аналитическое испытание для определения, является пи материал присадкой, маслом-носителем, дизельным топливом и т.д.

XI.6.4 Ограничение содержания смол, не промытых растворителем, служит для ограничения высококипя-щих загрязняющих компонентов, например дизельного топлива, которое может повлиять не эксплуатационные характеристики двигателя, однако допускается применение соответствующего количества присадок, предотвращающих образование отложений вместе с маслоносителями а топливном этаноле (Ed 7S-Ed85).

X1.6.S Поскольку точностные характеристики для стандарта |9]были разработаны с использованием данных только для углеводородов, то они не могут быть применены для топливного этанола (Ed75-Ed8S).

Х1.7 Неорганические хлориды

XI .7.1 Неорганический (ионный) хпорид коррозионно-агрессивен по отношению ко многим металлам, поэтому желательно ограничить его содержание е топливном этаноле (Ed7S-£d85)AO минимума.

XI .7.2 Содержание неорганических хлоридов должно быть не более 1 мг/кгдля топливной системы.

Х1.6 Свинец

XI.8.1 Большая часть транспортных средств, предназначенных для работы на топливном этаноле (Ed7S-Ed65). оборудована катализаторами дпя выхлопных газов, контролирующих выбросы альдегидов (формальдегиде и ацетальдегида} и другие выбросы. Соединения свинца дезактивируют катализатор, поэтому их содержание ограничивают до следовых количеств.

Х1.9 Фосфор

XI .9.1 Как и свинец, фосфор дезактивирует катализаторы выхлопных гвзов. поэтому его содержание ограничивают до следовых количеств.

Х1.10 Внешний вид

XI .10.1 Помутнение, фазовое разделение или наличие явного осадка обычно свидетельствуют о загрязнении топлива.

X1.11 Вода

XI.11.1 Растворимость углеводорода в топливном этаноле (Ed 75-Ed85) и смесях с бензином в автомобилях (трвнспортныхсредствах). работающих на разных топливах, уменьшается с понижением температуры и увеличением содержания воды. Отделение углеводорода от топлива будет неблагоприятно влиять на запуск двигателя в холодном состоянии, способность к движению и денатурирование топлива. Вода может влиять на калибровку некоторых типов датчиков составе смеси транспортных средств, работающих на нескольких видах топлива. Вода также сокращает энергоемкость топлива и. таким образом, неблагоприятно влияет на экономию топлива и энергии. Так как некоторая степень загрязнения водой практически неизбежна при транспортировании и погрузке, разгрузке, перекачке, обработке, наливе, сливе и так как топливный этанол хорошо растворяет воду, то для снижения возможности возникновения данной проблемы содержание воды в топливном этаноле (Ed7S-Ed8S) ограничивают.

Х1.12 Медь

XI .12.1 Медь является очень активным катализатором для низкотемпературного окисления углеводородов. Экспериментально доказано, что концентрация меди более 0.012 мг/кг в товарных бензинах может значительно повысить образование смолы.

Х1.13 Сера

XI. 13.1 Ограничение содержания серы необходимо для защиты двигателя от износа, от ухудшения качества моторного масла, от коррозии деталей системы выхлопа и дезактивации катализаторов системы нейтрализации отработавших газов.

6

ГОСТ Р 54290—2010

Приложение ДА

(справочное)

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов стандартам АСТМ. используемым в качестве ссылочных в примененном стандарте АСТМ

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного национального стандарта

Степень

соотаетстеия

Обозначение и наименование ссылочного стандарта АСТМ

ГОСТ Р 51859—2002

ют

АСТМ Д 1286—98 «Метод определения серы а нефтепродуктах (ламповый метод)»1*

ГОСТ Р 52063—2003

ют

АСТМ Д 525—99а «Метод определения окислительной стабильности бензина (метод индукционного периода)»2*

ГОСТ Р 52659—2006

МОО

АСТМ Д 4057—95 (2005) «Методы ручного отбора проб нефти и нефтепродуктов»

ГОСТ Р 53199—2003

ют

АСТМ Д 5501—04 «Метод определения содержания этанола а денатурированном топливном этаноле газовой хроматограф ией»3>

ГОСТ Р 53203—2008

ют

АСТМ Д 2622—05 «Метод определения серы в нефтепродуктах с дисперсией по длина волны рентгенофлуоресцентной спектрометрией»4*

ГОСТ Р 53707—2009

ют

АСТМ Д 86—070 «Метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении»5'

ГОСТ Р 54267—2010

ют

АСТМ Д 6423—08 «Метод определения рНв этанола, денатурированного топливного этанола и топливного этанола (Ed75-Ed85)*

ГОСТ Р 54276—2010

ют

АСТМ Д 1668—08 «Методы определения меди е воде»

'> Действует АСТМ Д 1266—07.

3> Действует АСТМ Д 525—05. э> Действует АСТМ Д 5501—09.

4) Действует АСТМ Д 2622—08.

81 Действует АСТМ Д 86—09е1.

Примечание—В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

•    ЮТ — идентичные стандарты.

•    МОО — модифицированные стандарты.

7

ГОСТ Р 54290—2010

Приложение ДБ

(справочное)

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем стандарта АСТМ

Структура настоящего стандарта

Структура АСТМ Д 6798— 09Ь

1 Область применения

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

2 Нормативные документы

а Термины и определения

3 Термины

4 Эксплуатационные требования к топливному этанолу (Ed75-Ed85)

Таблица 1

4 Эксплуатационные требования к топливному этанолу (Ed76-Ed85)

Таблица 1 Таблица 2*

5 Качество изготовления ”

5 Отбор проб

6 Отбор проб

6 Методы испытаний

7 Методы испытания

8 Ключевые слова*'*

Приложение Х1 Значение спецификации на топливный этанол (Еб7Б-Ебвб)для автомобильных двигателей с искровым зажиганием

Приложение Х1 Значение спецификации на топливный этанол (Еб75-Е085)для автомобильных двигателей с искровым зажиганием

Приложение ДА Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов стандартам АСТМ. используемым в качестве ссылочных в примененном стандарте АСТМ

Приложение ДБ Сопоставление структуры нестоящего ствндврта со структурой примененного в нем стандарта АСТМ

Библиография

* Данная таблица исключена, так как в Российской Федерации другие климатические и географические зоны. '• Данный раздел исключен в связи с тем. что требования данного раздела приведены в показателе 14 таблицы 2.

Ключевые слова приведены на последней странице стандарта.

8

ГОСТ Р 54290—2010

(1)    АСТМ Д 4814—09b (ASTM 0 4814—09Ь)

(2)    АСТМ Д 4815—09

(ASTM О 4815—09)

(3)    АСТМ Д 4953—99а

(ASTM О 4953—99а) (4} АСТМ Д 5190—07 (ASTM D 5190—07)

(5)    АСТМ Д 5191—07 (ASTM О 5191—07)

(6]    АСТМ Д 3120—08

(ASTM D 3120—08) |7) АСТМ Д 5453—09

(ASTM 0 5453—09)

[8]    АСТМ Д 1613—06 (ASTM О 1613—06)

(9)    АСТМ Д 381— 09 (ASTM О 381—09)

|10| АСТМД512—04 (ASTM О 512—04) (11] АСТМД 7319—09

(ASTM О 7319—09) (12| АСТМД 7328

(ASTM О 7328)

|13| АСТМЕ203-1:2005 (ASTM Е 203-1:2005) (14] АСТМЕ 1064:2005

(ASTM Е 1064:2005) (15| АСТМД 130—04в1

(ASTM 0130—04в1) (16] АСТМД4806— 09

(ASTM О 4806—09)

Библиография

Спецификация на топливо для автомобильных двигателей с искровым зажиганием (Specification for automotive spark-ignition engine fuel)

Определение МТБЭ. ЭТБЭ. ТАМЭ. ДИПЭ. третичного амилового спирта и С,—С4 спиртов в бензине методом газовой хроматографии

(Test method for determination of MTBE.ETBE. TAME. DlPE. tertiary-amyl alcohol and C, to C4 alcohols In gasoline by gas chromatography)

Метод определения давления насыщенных паров бензина и смесей бензина с оксигенатами (сухой метод)

(Test method for vapor pressure of gasoline and gasoline-oxygenate blende (dry method)] Метод определения давления паров нефтепродуктов (автоматический метод)

(Test method for vapor pressure of petroleum products (automatic method)]

Метод определения давления нефтепродуктов (мини-метод)

(Test method for vapor pressure of petroleum products (mini method)]

Определение следовых количеств серы в светлых жидких нефтяных углеводородах методом окислительной микрокулонометрии

(Test method fortrace quantities of sulfur in light liquid petroleum hydrocarbons by oxidative microcoutometry)

Определение общей серы а легких углеводородах, топливах для двигателей с искровым зажиганием, топливе для дизельных двигателей и моторном масле методом ультрафиолетовой флуоресценции

(Test method for determination of total sulfur In light hydrocarbons, spark-ignition engine fuel, diesel engine fuel, and engine oil by ultraviolet fluorescence)

Метод определения кислотности в летучих растворителях и химических промежуточных продуктах, используемых в краске, олифе, лаке и родственных продуктах

(Test method for acidity in volatile solvents and chemical intermediates used in pernt. varnish, lacquer, end related products)

Метод определения фактических смол в топливах выпариванием струей (Test method for gum content in fuels by jet evaporation)

Метод определения иона хлорида в воде (Test methods for chloride ton In water)

Метод определения общего и потенциального сульфата и неорганического хлорида в топливном этаноле хроматографией подавленного иона при непосредственном впрыскивании

(Test method for determination of total and potential sulfate and inorganic chloride in fuel ethanol by direct injection suppressed ion chromatography)

Метод определения общего и потенциального неорганического сульфата и общего неорганического хлорида е топливном этаноле ионной хроматографией, использующей введение водного образца

(Test method for determination of total and potential inorganic sulfate and total inorganic chloride in fuel ethanol by ton chromatography using aqueous sample Injection)

Метод определения воды титрованием по Карлу Фишеру (Test method for water using volumetric Kart Fischer titration)

Определение воды в органических жидкостях методом кулонометричвского титрования по Карлу Фишеру

(Test method for water m organic liquids by coulometrlc Karl Fischer titration)

Метод определения коррозионности меди под воздействием нефтепродуктов испытанием на медную пластинку

(Test method for corrosiveness to copper from petroleum products by copper stnp test)

Спецификация на денатурированный топливный этанол для смешивания с бензинами. используемый в качестве топлива для автомобильных двигателей с искровым зажиганием

(Specification for denatured fuel ethanol for blending with gasolines for use as automotive spark-ignition engine fuel)

9

ГОСТ Р 54290—2010

[17]    АСТМД4177—95(2005) [ASTMD4177—95{20GS>|

[18]    АСТМД 4306-07

(ASTM 0 4306—07)

[19]    АСТМ Д 5664—96Р05

(ASTM0 5854—96Р05)

Руководство по автомвтичвскому отбору проб нефти и нефтепродуктов (Practice (or automatic sampling of petroleum a no petroleum products)

Руководство no контейнерам для образцов авиационного топлива для испытаний. на которые влияют следовые загрязнения

(Practice for aviation fuel sample containers for tests affected by trace contamination)

Руководство no смешению и работе с жидкими образцами нефти и нефтепродуктов

(Practice for mixing and handling of liquid samples of petroleum and petroleum products)

10

ГОСТ Р 54290—2010

УДК 620.9:662.6:006.354    ОКС 75.160.20    Б12    ОКП 02 5141

Ключевые слова: кислотность, спирт, топливо для автомобильного двигателя с искровым зажиганием, хлорид, медная коррозия, простой зфир. топливный этанол (Ed75-Ed85) для автомобильных двигателей с искровым зажиганием, углеводород, неорганический хлорид, свинец. МТБЭ. стабильность к окислению. оксигенаты. pH. фосфор, растворитель, содержание смол, промытых (и не промытых) растворителем; сера, общий хлор, давление паров, испаряемость, вода

11

Редактор Л.И. Нахимова Технический редактор 8.Н. Прусакова Корректор U.H. Паршина Компьютерная верстка А Н. Зопотарааой

Сдано в набор 03.06.2011. Подписано в печать 17.08.2011. Формат 60 ■ 84^

Уел. печ. л. 1.86. Уч.-иад. л. 1.30. Тираж 1бвэкэ. Зак 738.

Гарнитура Ариап.

ФГУП кСТАНДЛРТИНФОРМ». 123895 Москва. Гранатный пер . 4. inlo^gostinto ги

Набрано во ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ* — тип. «Московский печатник». 117416 Москва. Нахимовский пр.,31. я. 2